Главная Об авторе СМИ об мне "Дети — солнце, только дайте им возможность светить"
"Дети — солнце, только дайте им возможность светить" PDF Печать E-mail
07.04.2012 02:40

Есть учителя от Бога. Когда профессия становится не просто призванием — частью жизни

Педагогический стаж Ольги Семерез почти 14 лет, все эти годы она работает в 44-й школе Сургута. В этом году она стала обладательницей общественной премии "Признание".
 
foto_semerez_mk
Суть награды в том, что любой гражданин, обучающийся или уже получивший образование в Югре, мог рассказать о своем любимом учителе, тем самым номинировав его на получение премии. На конкурс поступило более 700 заявок со всего округа, и только восемь преподавателей были удостоены почетной общественной премии. Среди них оказалась и учитель биологии Ольга Семерез.

В поддержку кандидатуры Ольги Семерез пришло порядка сотни писем с добрыми словами и признанием ее педагогического таланта. "Многие одноклассники и сверстники сразу же возвели Ольгу Борисовну в почетный ранг "своих", тех учителей, которые сохраняли отличные отношения с детьми и в это же время успешно представляли учебный материал, — вспоминает ученик Ольги Семерез Сергей Меликджанян. — Шло время, мы взрослели. С нами чего только не приключалось! Но мы были уверены в одном: если у тебя проблемы, обращайся к Ольге Борисовне. Я был очень рад, когда узнал, что именно эта учительница станет классным руководителем нашего 8 "В". И целых четыре года мы были классом с лучшим классным руководителем! Знаете, в нашей школе есть свои традиции и правила. Даже не есть, а существуют. Я уверен, еще будут существовать очень долго: учителей, которых не очень-то любят, называют либо по фамилии, либо по отчеству. За Ольгой Борисовной закрепилось Ольга...".

Для самой Ольги Семерез премия "Признание" стала неожиданностью и очень приятным сюрпризом.

— Я очень обрадовалась, потому что всегда участвовала в разных педагогических конкурсах, но, как правило, победные баллы везде зарабатывала сама, выполняла научные работы с детьми или готовила свои проекты. А здесь получилось так, что дети и родители написали о своем отношении ко мне, и это обеспечило мне победу! Я целых три дня пела от счастья! — рассказывает Ольга Семерез.

Найти индивидуальный подход к каждому, восполнить пробелы в знаниях учеников — это не главный секрет на пути к успеху, признается педагог. Ольга Семерез — автор нововведений и разработчик десятков методичек. Премия "Признание" — еще один повод поднять планку, а ведь когда-то мысли об учительстве вызывали в юной Ольге стойкую неприязнь к профессии...

По велению судьбы

Желание стать учителем в Ольге Семерез проснулось не сразу. Она попробовала себя во многих профессиях: от крутильщицы на суконном комбинате до повара — возила обед рабочим на поля.

— Я всячески избегала профессии педагога, казалось, что она малооплачиваемая, непрестижная, неинтересная... Но после целого ряда увлекательных профессий судьба привела меня в Ишимский государственный педагогический институт, где я получила образование учителя биологии, — вспоминает Ольга Семерез.

Сначала молодая учительница работала в школе педагогом-организатором, пока заканчивала обучение в вузе, затем параллельно стала вести сразу три предмета — природоведение, биологию и химию.

— Работа учителя, действительно, серьезный труд, но постоянное общение с детьми все компенсирует, глядя в чистые детские глаза забываешь про проблемы и усталость. Счастье — когда твоя работа приносит радость, — говорит Ольга Семерез.

Огромную поддержку в становлении молодого педагога оказали наставники Ольги Семерез, которые давали советы, вели на пути педагогическом, в общем, помогали и словом, и делом. И директор школы Таисия Краснова, и заместители директора Галина Александрова и Алевтина Николаевна всегда готовы были прийти на помощь юной учительнице.

— Без поддержки мудрого руководства я бы вряд ли смогла добиться высот в педагогике. Большое значение играют и условия, в которых трудится учитель. Если есть постоянное одобрение любых начинаний, интерес к твоей работе не только со стороны учеников, но и со стороны коллег и наставников, позитивное отношение руководства — настрой на успех вам обеспечен, — рассказывает Ольга Семерез.

Самым серьезным испытанием для молодой учительницы стал десятый класс.

— Зайти в кабинет с десятиклассниками в первый раз было очень сложно. Я долго боялась, топталась возле класса, затем, сделав глубокий вдох, вошла. Конечно, сначала ребята вели себя с молодой учительницей игриво, а потом мы нашли общий язык, — вспоминает Ольга Борисовна.

Через несколько лет Ольга Семерез стала заместителем директора, а после объединения двух школ всю свою энергию направила на преподавание биологии.

Дело по душе

"Дети — солнце, только дайте им возможность светить", — так формулирует свое педагогическое кредо Ольга Семерез.

— Мне по душе высказывание Эмерсона: "Что такое сорняк? Растение, достоинства которого пока еще не раскрыты". Думаю, что секрет успеха для любого человека заключается в том, чтобы делать то дело, которое тебе по душе, и относиться к этому с любовью. Тогда ваша работа будет интересна и окружающим. Дети чувствуют отношение учителя, они способны уловить и распознать его тонкую энергетику, ребенка наигранным отношением к предмету не обманешь, — уверена Ольга Борисовна.

Действительно, ее ученики понимают ее, можно сказать, с полуслова. Склонила голову и одобрительно махнула, значит, ученик правильно излагает мысль, качнула головой — твоя очередь идти к доске, взглянула строго из-под густых ресниц — пора заканчивать пустые разговоры и приниматься за работу.

— Дети не понимают и не воспринимают крик, воспитывать их можно только лаской и любовью. Конечно, вторая мама — это громко сказано, но так же как и любой родитель, я переживаю за судьбы моих ребят, за их оценки и успеваемость, — говорит Ольга Семерез.

За годы работы в школе Ольга Борисовна, можно сказать, получила еще одну профессию — стала опытным психологом и завоевала доверие не одного десятка ребят.

По ее мнению, ученика ни в коем случае нельзя обманывать или предавать.

— Если говоришь с ребенком наедине, разговор должен остаться между вами и не подлежать огласке даже родителям. Понятно, что если происходит что-то серьезное, где без помощи родных не обойтись, их необходимо оповестить. Однако, когда ребенок открывается только тебе — это нужно держать в секрете, — считает Ольга Семерез.

Испытание ЕГЭ

Сегодня ученики Ольги Борисовны, как и миллионы российских школьников, готовятся к сдаче единого государственного экзамена. Отношение у педагога к этому испытанию двоякое.

— С одной стороны, если ребенок уже определился и знает, кем он будет, в этом случае ЕГЭ только облегчает жизнь. То есть ребята готовятся к его сдаче, глубже изучают предмет, ходят на специальные курсы, затем сдают экзамен и получают возможность с его результатами пойти сразу в несколько вузов. Таким ученикам ЕГЭ дает свободу выбора. С другой стороны, экзамен, на мой взгляд, отучает детей говорить. Ведь ЕГЭ — это тесты, которые многие выполняют наугад, — говорит Ольга Семерез.

В этом году десять учеников Ольги Семерез сдали ЕГЭ со средним баллом — 57, что подтвердило прочные знания учеников по биологии и их хорошие годовые оценки.

С компьютером на "ты"

Эффективным средством в процессе обучения и воспитания детей, по мнению Ольги Семерез, является использование современных технологий.

— Представьте, что мы изучаем космос и у меня в руках только учебник. Организовать в классе астрофизические наблюдения просто невозможно, как же рассказать детям про Луну и про звезды? На помощь приходит проектор, благодаря которому можно показать интересный фильм про космос, дать задание детям подготовить мини-презентации о звездах, найти в Интернете соответствующие фотографии, — отмечает Ольга Семерез. — Благодаря современным технологиям и у ребят появилась возможность проявить свои творческие способности, развить коммуникативные навыки.

Практически в каждом классе школы №44 сегодня есть проектор, интерактивная доска, компьютер с доступом в Интернет.

— Дети, безусловно, берут информацию в мировой сети, но опытный учитель всегда ее распознает. На доклад или выступление я даю ребятам всего три минуты, а это значит, что из обилия информации нужно выделить только самое главное, сделать качественную выборку и донести основную мысль до одноклассников. То есть ребята учатся мыслить логически и вычленять только тезисы. А за тем, чтобы дети проводили время в Интернете с пользой, думаю, должны следить родители, ведь далеко не все сайты носят образовательный характер, — уверена Ольга Семерез.

Использование современных технологий помогает Ольге Семерез не только грамотно организовать процесс обучения и воспитания, но и расти профессионально. Так, педагог разработала свой сайт на основе материалов элективного курса "Кровь — зеркало здоровья", представила его на городском конкурсе образовательных интернет-сайтов и стала его победителем.

— Когда есть готовый продукт, всегда хочется рассказать о нем коллегам, обменяться опытом. Свой сайт я презентовала и среди нашего педагогического коллектива, в Сургутском государственном университете, среди педагогов Ханты-Мансийска. Приятно, что другие учителя биологии и их ученики им действительно пользуются, он не лежит мертвым грузом, а служит хорошим методическим пособием, — говорит Ольга Семерез.

Сегодня разработка инновационных проектов — одно из основных направлений работы Ольги Борисовны.

По заслугам

Оценить вклад, который вносит учитель в обучение и воспитание, самим ребятам порой не под силу. Да и стоит ли этого от них требовать?

— Восьмиклассники, наверное, пока не могут оценить учительский вклад, им по 14 лет, и они больше погружены в себя, им интересен процесс самопознания. Конечно, ребятам приятно, что их учитель побеждает в различных конкурсах, но я не жду благодарности от своих учеников, ее я просто вижу. Иногда дети задают вопрос о том, что мне подарить на праздник, — говорит Ольга Семерез. — Я всегда отвечаю: дарите мне ваши хорошие оценки, знания и прекрасное настроение — это всегда было, есть и будет лучшим для меня подарком!

материал: Анна Горбачева

Просмотров: 2391 Материал размещен 20 октября 2010 г., в газете "МК-ЮГРА".
Информация предоставлена сайтом: www.tumen.mk.ru

 
Автор проекта: Семерез Ольга Борисовна. 2006–2015 г.